РАБОТА С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЙ МОДУЛЬ № 3.1 Особенности работы с людьми, которые передвигаются на инвалидном кресле
Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку. Саади
Любовь — это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку. Эразм Роттердамский Волонтёру важно знать!!!
I. Cреди инвалидов - колясочников есть настоящие болельщики футбола из разных стран и городов, которые станут гостями стадиона «Металлист» в период проведения чемпионатов ЕВРО 2012. На одной из трибун есть специальные места и уже оборудован пандус для въезда на стадион.
Инвалидное кресло - кресло на колесах, предназначенное для передвижения и прогулок. Устройство приводится в движение двигателями, усилиями сидящего пассажира (поворота задних колес руками), либо при посторонней помощи. Модели колясок активного типа, позволяют больным и инвалидам с частичной потерей опорно-двигательной функции вести активный образ жизни, быстро и легко передвигаться, маневрировать в пространстве, даже заниматься определенными видами спорта. Таки коляски очень легки, маневренны, быстро разбираются и популярны у молодежи. Перемещение в них, при определенном навыке, создает у больного ощущение полноценного образа жизни.
При обращении с инвалидной коляской следует знать:
1. Основное значение имеет положение осей задних колес относительно рамы по горизонтали и вертикали. Именно от этого зависит, насколько легко коляска может встать на задние колеса, а также удобство посадки, легкость хода и маневренность. 2. Чем больше оси вынесены вперед, тем меньше усилий требуется для отрыва передних колес от земли и тем меньше сопротивление, создаваемое передними колесами при езде и маневрировании.
2. Наклон сиденья создает удобство посадки и некоторую дополнительную поддержку. 3. Коляски с фиксированными подлокотниками достаточно просты и надежны, конструкция их прочна и устойчива, они обеспечивают надежное размещение больного в коляске, безопасное передвижение. 4. Цельнолитые шины надежны и долговечны, но предназначены для передвижения коляски исключительно по ровной, твердой поверхности, так как любая неровность будет отдаваться во всем теле седока коляски. Обычно коляски с такими шинами применяют в помещении. Пневматические шины гораздо более удобны для передвижения по улице, поэтому и управление подобными колясками требует разных усилий волонтёра
II. Для того, чтобы своим поведением не ранить чувства человека в инвалидном кресле и установить доброжелательный контакт, нужно соблюдать некоторые правила:
1.При виде такого человека не останавливайтесь с широко раскрытыми от удивления глазами – он сидит всего лишь в инвалидной коляске, а не на ковре-самолете. 2. Не надо стараться убежать или отодвинуться подальше – этот недуг не заразен. 3. Если этот человек задал вам вопрос, не отвечайте повышенно громким голосом, усиленно жестикулируя: у человека повреждены конечности, и это не значит, что его мозг плохо функционирует или он оглох. 4. Не стоит беседовать, небрежно облокотившись на ручку инвалидного кресла – помните, что человек воспринимает его, как продолжение собственного тела. 5. Не разговаривайте с человеком из-за спинки коляски, заставляя его выкручивать шею, ведь обернуться ему труднее, чем вам. Лучше при возможности сесть на скамейку или стул, чтобы быть со своим собеседником «в одной плоскости». 6. И уж, конечно же, при необходимости помогайте таким людям либо делом, либо просто добрым словом, взглядом, улыбкой – возможно, для них это значит больше, чем вы думаете.
III. Полезная информация:
Объекты Евро-2012, сооружаются и реконструируются с учетом потребностей людей с ограниченными физическими возможностями:
- На стадионе «Металлист» оборудовано больше сотни специализированных мест для разных категорий людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе предвидены и места для болельщиков с изъянами зрения. Также закупят слуховое оборудование (наушники), которое позволит следить за игрой по рассказу комментаторов.
- Всего на сегодняшний день на «Металлисте» 104 специальных места. тридцать из них - это места для незрячих людей. Это самые лучшие трибуны и места находятся на нулевом ряду, таким образом, сзади могут разместиться люди, передвигающиеся с помощью протезов и палок, либо расположиться сопровождающие.
- На территории «Металлиста» предусмотрено больше сотни парковочных мест для частных транспортных средств инвалидов, а на трибунах стадиона оборудованы четыре специализированных туалета.
- Новый терминал Международного аэропорта «Харьков» также спроектирован «удобным» для передвижения и обслуживания инвалидов в разных функциональных зонах: входные зоны, зоны технологического обслуживания (на всех этапах) и предоставления дополнительных услуг, санитарные помещения, пути эвакуации.
- В новом пассажирском аэровокзале лифты, дверные отверстия и все эвакуационные выходы позволяют использовать инвалидную коляску. Туалеты для пассажиров имеют санитарный узел для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
- На привокзальной площади на путях движения в местах с перепадами уровней предусмотрены пандусы, поверхность всех покрытий равная и не скользкая. На автостоянке выделены места для личного автотранспорта инвалидов, которые имеют специальную разметку и ширину парковочного места в 3,5 м.
- Потребности инвалидов – иностранцев учтены и в пятизвездочной гостинице Kharkiv Palace, которая будет сдана в эксплуатацию в конце текучего года на центральной площади города.
- В городе курсируют низкополые автобусы разных моделей – МАЗ, ЛАЗ, «MAN», «Neoplan», «Setra» и т.д. Посадка-высадка пассажира-инвалида организована по-разному. У одних автобусов порог опускается до уровня бордюра, у других выдвигается дополнительный пандус. При этом в каждом автобусе отведено специальное место, где может расположиться человек в инвалидном кресле, а также есть кнопка вызова водителя снаружи на двери и кнопка оповещения о необходимости выйти из автобуса внутри.
В (информации использованы материалам официального сайта Харьковского городского совета)
IV. Важные контакты:
- Услуги иналидного такси - 340-00-51 Социальная транспортная услуга предоставляется жителям города Харькова — инвалидам 1–2 группы, которые передвигаются на инвалидных креслах. Перевозки осуществляются на специализированных микроавтобусах, оборудованных подъемниками. Услуга работает по принципу обычного такси: от подъезда дома клиента до места назначения. Доставка осуществляется по городу в различные социальные, медицинские, административные и культурные учреждения (поликлиники, райисполкомы, территориальные центры, вокзалы, кинотеатры, музеи, магазины, парки и другие). Услуга предоставляется бесплатно и финансируется из средств городского бюджета. Потенциальным клиентам транспортной услуги необходимо зарегистрироваться в диспетчерской службе и предоставить ксерокопии паспорта, идентификационного кода и справки МСЕК.
- Всеукраинская общественная «Конфедерация общественных организаций инвалидов Украины» г. Харьков, Госпром, 4-й под., 9-й этаж, офис 400 Телефон: 705-62-80 - Инваспорт, Харьковский областной центр по физ. культуре и спорту инвалидов г. Харьков, Госпром, 3-й под., 5-й этаж, офис 6 Телефон: 705-03-64 - Областной комитет помощи и содействия инвалидам Харьковской обл. и г. Харькова г. Харьков, ул. 23-го Августа, 20а, 1-й этаж, офис 7 Телефон: 340-23-34 - Общество инвалидов г. Харькова г. Харьков, ул. Новгородская, 4 Телефон: 701-14-43 - Харьковский областной Благотворительный Фонд «Центр реабилитации инвалидов детства «Проминь» г. Харьков, пр. Победы 77 А; Телефон: 336-72-10 - Харьковская городская общественная организация инвалидов «Креавита». г. Харьков, ул. 23 Августа, 26, оф. 24 Тел: 340-00-51
V. Ничего невозможного нет! (жизненные примеры)
Алан Маршалл — крупный писатель Австралии.
О его страданиях, его упорстве и о том, как, пользуясь костылями, он учился двигаться самостоятельно. С юных лет он мечтал стать писателем и осуществил эту свою мечту. Как человек и как писатель, он посвятил себя активной борьбе против социальной несправедливости и неустанно вел эту борьбу и в жизни, и в литературе. В автобиографической трилогия Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» и продолжающие ее — «Это трава» и «В сердце моем» перед читателем проходит жизнь мальчика, юноши, мужчины — человека нелегкой судьбы, с зорким глазом и широко раскрытым сердцем, чутко реагирующим на беды и боль своего народа. Это книги суровые, мужественные, правдивые. Алан Маршалл — один из тех счастливых писателей, который своими книгами, статьями, публичными лекциями, рефератами, выступлениями, всей нелегкой жизнью своей помог многим
Франклин Рузвельт — единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Его имя прочно ассоциируется с реформами «Нового курса», становлением и упрочением антигитлеровской коалиции, военными успехами союзников, с планами послевоенного устройства мира и идеей создания ООН. Франклин Рузвельт сумел противопоставить мертвящим канонам живительный здравый смысл. И стал, пожалуй, самым великим президентом своей страны в ХХ веке. Президентом, до конца жизни обреченным на инвалидную коляску. Большинство американцев не имело ни малейшего понятия о том, что Рузвельт — инвалид. Никто не мог помыслить себе, что первые радостные мгновения нового утра у Рузвельта были сопряжены с просьбой к слуге. Что бы ни говорили об американской прессе, но она сохранила свою честь хотя бы в том, что никогда не поместила фото президента, раскрывающего его грустную тайну. Абсолютное большинство американского народа никогда не видело его изображения в кресле на колёсах или на костылях. У Франклина Рузвельта была от Бога данная черта — неистребимый оптимизм. «Вечером, когда я кладу голову на подушку — это бывает довольно поздно — и думаю обо всем том, что прошло предо мной на протяжении дня, о решениях, которые я принял, я говорю себе: ну что ж, я сделал максимальное, на что способен. Тогда я поворачиваюсь и засыпаю». Стране требовалось возвратить потерянную уверенность, и эта черта характера Рузвельта оказалась самой нужной для его страны, проходящей через самую большую в своей истории экономическую депрессию и через самую кровавую мировую войну.
Шингарёва Елена – председатель общественной организации инвалидов "КРЕАВИТА", член исполнительного комитета Харьковского городского совета родилась в г. Красноярск-26, Россия. Закончила Харьковскую национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого по специальности юрист-правовед (1993) и Харьковский национальный университет им. Каразина по специальности психолог (2001). С 2001 года является вице-президентом Харьковской городской общественной организации инвалидов «КРЕАВІТА». В 2008 году была избрана председателем Большого общественного совета по социальной политике при Харьковском городском голове. С 2010 года - член исполнительного комитета Харьковского городского совета. Теннисистка - колясочница Елена Шингарева выиграла в трех профессиональных турнирах серии ITF Futures «SSC Open 2011», которые состоялись в Шри-Ланке. Её заслуги высоко оценены руководством города, Благодарность Харьковского городского головы (2006), Почетная грамота Харьковского городского совета (2007). Лауреат премии Харьковского городского совета (2009).
МОДУЛЬ №3.2.
Особенности сопровождения людей с проблемами зрения
Слепой видит незримое (Виктор Гюго)
Волонтёру важно знать!!!
I. Слабовидение - состояние, при котором острота зрения с максимальной коррекцией вдаль и/или вблизи составляет от 20% до 40% от нормального зрения. Если человек видит без очков 20 - 40%, а в очках, 70 - 80%, то слабовидящим он считаться не может.
Основная классификация слепоты и слабовидения:
1. Абсолютно слепой - человек, который не может отличить света от темноты.
2. Практически слепой - человек, который может отличить свет от темноты, но нуждается в посторонней помощи, чтобы передвигаться. Острота зрения лучше видящего глаза колеблется от правильной проекции света до счета пальцев на расстоянии 10 см.
3. Социально слепой - человек, который самостоятельно не может определить дорогу, ступеньки или мостик. Острота зрения колеблется от счета пальцев на расстоянии 10 см до 1 метра, то есть составляет 0,01 - 0,1. Речь идет о зрении с полной коррекцией.
Ежегодно 15-го октября во всем мире отмечается Международный День Белой Трости. Это день, когда обществу рассказывают об инвалидах зрения, их нуждах и проблемах.
Незрячие люди могут быть независимыми и равноправными членами общества – также как все остальные. И Белая Трость стала единственным и общепризнанным опознавательным знаком незрячих и слабовидящих людей во всем мире.
Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих и предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если он поднят, водители должны остановиться и в тех местах, где нет пешеходного перехода.
Способы передвижения незрячих:
1. Самый распространённый способ, когда незрячий ходит с сопровождающим. В роли такового может выступать родственник, чаще всего близкий друг, социальный работник, человек, который специально обучен этому, прохожий, либо же волонтёр.
2. Хождение с собакой-поводырём или, как её ещё называют, собакой-проводником.
3. Хождение «без ничего», то есть и без сопровождающего, и без собаки, и без трости.
Таким способом пользуются зачастую:
- люди, потерявшие зрение в молодости или зрелости и хорошо помнящие местность, город, район;
- молодёжь (17-25 лет, особенно девушки), которые сильно стесняются своей слепоты и не желают демонстрировать её наличие.
4. Использование всевозможных современных средств навигации: gprs-навигаторы, спутниковые системы, специальные gprs-приёмники, навигаторы, встроенные в сотовые телефоны, говорящие компасы, ультразвуковые маяки и так далее.
5. И, наконец, хождение с тростью, а то и с двумя тростями. Хождение с тростью, как показывает практика, выбирают далеко не все незрячие люди.
Почему же человек, лишённый зрения, не решается, боится брать в руки трость и пользоваться ею?
Причина 1. Страх открыто заявить о своей слепоте, выглядеть калекой, инвалидом, приковывающим к себе внимание и взгляды.
Причина 2. Нежелание учиться хождению с тростью, боязнь трудностей.
Причина 3. Незнание о возможностях, которые может дать пользование тростью.
Причина 4. Неумение, боязнь или нежелание вступать в контакт с незнакомыми людьми, просить их об оказании каких-либо услуг, стремление, чтобы об этом беспокоились близкие люди.
Причина 5. Боязнь опаздывать, блуждать, выглядеть глупо или смешно.
Причина 6. Порой незрячий человек не задумывается о будущем, не планирует жить отдельно от семьи, считает, что всегда найдутся те, кто будет готов сопроводить его.
II. Психологические особенности человека при снижении зрения.
Психологические проявления слепоты и слабовидения зависят от:
- условий жизни;
- типа характера человека;
- интеллектуальных способностей;
- жизненного опыта;
- времени наступления слепоты или слабовидения;
- характера наступления слепоты или слабовидения - резкое или постепенное;
- причины наступления слепоты (заболевание, несчастный случай или др.);
- объема сохранившегося зрения;
- совместных встреч с людьми с такими же проблемами.
Очень важным является время наступления слабовидения или слепоты.
Основные временные пункты следующие:
- врожденная слепота или слабовидение;
- слепота или слабовидение у детей раннего возраста (наступившая до 4 - го года жизни);
- слепота или слабовидение у людей молодого возраста (наступившая до 18 лет);
- слепота или слабовидение у взрослых людей (наступившая до 45 лет);
- слепота и слабовидение у зрелых и пожилых людей.
Одним из очень частых спутников снижения зрения является депрессия.
«Я слышал, что мир прекрасен», — сказал слепой.
«Кажется», — ответил зрячий
(Станислав Ежи Лец)
С потерей зрения теряется возможность самостоятельно передвигаться, читать, писать, работать, управлять автомобилем, заниматься домашней работой. В современном мире эти способности очень важны. Потеря этих возможностей означает потерю независимости, автономности, чувства собственного достоинства. Таким образом, снижение зрения напрямую ассоциируется с ограничением этих возможностей, ухудшением качества жизни. Это делает человека очень чувствительным к любым изменениям зрения и вызывает депрессивное состояние.
Депрессия, как правило, сопровождается снижением социальной активности человека, отказом от привычных контактов, уходом в себя, критическим отношением к себе и к окружающему миру.
Наличие депрессии можно определить по следующим признакам:
- подавленное настроение;
- чувство вины;
- чувство собственной никчемности, ненужности, бесполезности;
- чувство потери;
- чувство беспомощности и безнадежности;
- самодискомфорт;
- нарушение сна;
- психическая заторможенность;
- пессимизм;
- апатия.
III. Основные правила поведения со слабовидящими или слепыми людьми.
«Не соболезнование, но понимание!»
- Частая ошибка окружающих людей - считать, что слабовидящие люди являются также слабослышащими.
- Слабовидящему или незрячему человеку в большинстве случаев не нужна принудительная забота, но он будет благодарен, если Вы будете внимательны к его проблемам и нуждам и предложите помощь в их решении.
- На улице и в общественных местах следует быть внимательными, деликатными, предупредительными и спокойными по отношению к слабовидящему или незрячему человеку, чтобы не навредить ему, не столкнуть и не ударить его.
- Указывайте таким людям на стоящие впереди препятствия, чтобы они сумели вовремя уклониться от них.
- Слабовидящего или незрячего человека можно определить по неуверенному поведению, когда он движется по улице. Часто уличные звуки вынуждают их останавливаться на дороге, чтобы определить, что делать дальше, обратите на это внимание!
- При сопровождении слабовидящего или слепого партнера просто поддерживайте его за руку без усилия. Нет необходимости хватать его за руку и тащить его, обнимать или подталкивать.
- При вступлении на лестницу необходимо сказать слепому или слабовидящему, ведет эта лестница вверх или вниз.
- Если Вы хотите посадить человека со сниженным зрением на стул или сидение, легко сопроводите его с объяснением, куда ему нужно идти, и положите его руку на спинку стула или сидения, чтобы дать понять, что стул стоит перед ним.
- При прогулке, экскурсии, сопровождении желательно рассказывать, что происходит вокруг человека и о чем идет речь. В общем, сопровождающему нужно вести себя так, как хотелось бы, чтобы с ним вели себя другие.
- Сопровождая человека с проблемами зрения, старайтесь рассказывать ему о последних событиях в жизни семьи, города, страны, причем по возможности давать позитивную информацию.
- Не повышайте голоса, если слабовидящий что-то не слышит или не понимает.
- Перед тем, как предложить помощь слабовидящему, спросите, нужна ли ему эта помощь или он постарается справиться с задачей самостоятельно.
- В разговорах или ответах на вопросах избегайте слов – «нет», «невозможно», «не получится», «не получается» и вообще - любых негативных оценок;
- Описывайте свои чувства словесно, не используйте в разговоре жесты или мимику, не говорите слабовидящему по инерции: «Посмотрите», «Обратите внимание», «Как Вы видите…»
- Улыбайтесь, шутите, поддразнивайте, слабовидящие люди очень живо реагируют на тёплые эмоции, не говорите с ними, как с больными людьми.
( в информации использованы материалы журнала «Школа жизни»)
IV. Волонтёру полезно знать!
Первый экспериментальный образец светофора для незрячих расположен на проспекте Правды.
Его наиболее частые реплики: «Перехід через вулицю дозволено!, Завершуйте перехід! Перехід заборонено!».
Данный светофор говорит только по-украински. Кроме призывов к бдительности, он еще и называет улицу, которую нужно переходить и отсчитывает время, отпущенное на пересечение перекрестка. Это особенно важно для инвалидов, пожилых, мам с колясками и детьми - они могут рассчитать свои возможности и не спешить. Общительный светофор также время от времени подает сигналы, чтобы можно было вообще найти перекресток. Однако в Харькове уже светофоры, которые подают разные звуковые сигналы.
|